Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов
действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и
орудийные.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя
натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми
модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и
образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные
грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с
взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает
примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится
средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей
формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются
с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года
жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что
ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
Типичным является изображение человека в виде «голова- нога» — окружности и
отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки,
что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из
двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3
годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими
искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни
ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с
предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и
зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным
состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и
произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и
речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться
элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как
отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом,
упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от
нескольких месяцев до двух лет.
Кризис 3 лет
Кризис 3 лет – граница между ранним и
дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это
разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь
от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка – новая позиция «Я – САМ», возрастание его
самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной
перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его
инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у
ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со
взрослыми (и никогда – со сверстниками).
Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:
1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие,
которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он
не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый
человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена
семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать
наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем–то
не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал
взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение
определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при
изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость,
с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том,
что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно
расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы.
Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить
по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с
совершенно унылым видом.
3. В переходный период может появиться строптивость. Она
направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в
раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.
Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему
предлагают и делают другие.«Да ну!» - самая распространенная реакция в таких
случаях.
4. Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности:
ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление,
но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные
конфликты со взрослыми.
5. У некоторых детей конфликты с родителями становятся
регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В
этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком
может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над
окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может
мама уйти из дома или нет и т. д.. Если в семье несколько детей, вместо
деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь
выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям,
которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота».
6. Обесценивание - того, что раньше было привычно, интересно и дорого.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?
1.
Не придавайте большого значения
упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за
ребенка.
2.
Оставайтесь вовремя приступа упрямства
рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.
3.
Не пытайтесь в это время что – либо
внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно
возбужден и не может вас понять.
4.
Будьте в поведении с ребенком
настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?
Сначала нужно понять причины капризов и
упрямства. Ими могут быть:
·
Нарушения режима дня.
·
Обилие новых впечатлений.
·
Плохое самочувствие во время болезни.
·
Переутомление (физическое и
психическое).
Преодолеть капризы можно, если:
·
Все члены семьи будут иметь единые
требования к ребенку.
·
Будут тверды в позиции, дадут понять значение
слова «нельзя».
·
Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать
настойчивость в достижении цели.
·
Будут развивать у ребенка
самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
Как
надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет
По тому, на кого направлен кризис
ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре
событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из
этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса
сам. Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии
ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если Вы
увидели, что очень резко изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону,
постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более
гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша
и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться
ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш
характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при
отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет
Вас: действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть –
можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается
своего не у Вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него.
А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не
забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной,
приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг – что-то
почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили
систему требований, а почему – ребенку трудно понять.
И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это
Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя
самостоятельным, подражает Вам. Поэтому когда желания малыша намного
превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех
лет становится ведущей деятельностью ребенка.
К примеру, Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его.
Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел
обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли
горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится
рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает
полностью обед.
В 3 года самоуважению ребенка льстит, если Вы звоните лично ему по телефону,
шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему
какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек для письма.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы
ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а
равный им товарищ и их друг.
Как
не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет
Постоянно ругать и наказывать ребенка за
все неприятные для Вас проявления его самостоятельности.
Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет».
Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка
может повыситься чувство ответственности.
Не приучать малыша к легким победам, давая довод для самовосхваления, потому
что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не
подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем,
– это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам
завуалированного мщения исподтишка.
Запомните, все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем
с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Большинство
родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего
малыша.
|